НАЗАД на начало страницына предыдущую страницу на главную страницу


Немного о музыке в сериале
Биография Кристофера Франка
Дискография Кристофера Франка
Статьи "об электронной музыке и не только"

www.reklama.ru. The Banner Network.


Об электронной музыке, Крисе Франке и многом другом...

Антон Волков

Первую известность принесло Кристоферу Франку участие в составе группы "Мандариновый сон", начиная с 1971 года.

Эта группа, начавшая свое творчество в конце шестидесятых в Берлине, по праву занимает одно из мест среди основоположников электронной музыки. Группу основал Эдгар Фрозе, у истоков стоял и другой классик этого направления - Клаус Шульц, правда, после записи одного альбома в самом начале, он предпочел самостоятельное и индивидуальное творчество, в чем очень и очень преуспел, чего нельзя не отметить. Эдгар Фрозе, напротив, верен группе до сих пор. Наиболее активное участие в работе группы приняли как раз Эдгар Фрозе и Кристофер Франк. Также с группой работали такие исполнители, как Йоханнес Шмёлинг , Питер Бауманн, Поль Хаслингер и другие. Эти люди создавали музыку, классическую по всем канонам, но с помощью современных средств - синтезаторов, генераторов шумов, электрогитар с различными приставками для изменения тембра.

Звук группы, особенно в поздний период, отличается прозрачнейшими и звонкими синтезаторными партиями, такая же чистая электрогитара, даже немного резковатой окраски, но тем не менее прекрасно гармонирующая с синтезаторами, ритм упругих электронных ударных связывает все в единое целое, подчиняет своей воле. В последнее время к традиционным для группы инструментам присоединился и саксофон. Довольно длительные музыкальные темы не навевают скуку, наоборот, их медленное развитие завораживает - великолепные примеры можно услышать на альбоме "Стратострах". На этом же альбоме можно услышать и примеры противоположного характера - живое, стремительное развитие мелодии, сменяющие друг друга синтезатор и гитара, приходят в движение, из ритма возникает очень яркое впечатление полета - великолепная работа со звуком, несмотря на то, что вышел этот альбом в 1976 году. Вокальные партии использовались группой довольно редко, я не припомню, чтобы они пели сами, но иногда специально приглашали талантливых исполнителей, как например, Джослин Бернадетт Смит в альбоме "Тигр". Кстати, вокальные композиции в этом альбоме написаны на стихи Вильяма Блэйка (1757-1827).

Разумеется, группу, создававшую электронную музыку, не могли не востребовать в кино. С 1977 по 1987 год "Мандариновый сон" записал музыку к 11 фильмам, среди которых: "Чародей", "Разбивающие сердца", "Стеснительные люди" (последний диск тоже с вокалом) и др.

В 1987 году Кристофер Франк оставляет группу "Мандариновый сон". А в 1993 организует компанию Соник Имиджиз. Судя по названию, компания делает акцент на музыке для кино. За период с 1991 по настоящее время Кристофер Франк создал еще несколько сольных альбомов, концертных записей и звуковых дорожек. К сериалу "Вавилон 5" было выпущено два альбома: "Вавилон 5" и "Вавилон 5: Вести с Земли". Франк написал музыку к еще одному сериалу под названием "Ворон" - судя по обложке, сериал о ниндзя, только, наверное, американском. Нельзя обойти вниманием саундтрек к фильму "Универсальный солдат" с Ж-К. ван Даммом и Дольфом Лундгреном в ролях. В записях музыки к фильмам композитор очень часто обращается к Берлинскому симфоническому кинематографическому оркестру. Также в активе Криса запись великолепного концерта в Лондоне под нехитрым названием "Лондонский концерт". Из сольных работ можно выделить "Клеманию" и "Шоссе вдоль Тихого океана".

Саундтреки "Вавилона 5" написаны Крисом Франком и исполнены им с участием Берлинского симфонического кинематографического оркестра. Характер музыки совпадает с сериалом: короткие спокойные периоды, иногда умиротворенные, иногда тревожные, сменяются динамичной развязкой, кульминацией - от былых размышлений не остается и следа, в бою нет места раздумьям. В развязке всегда решительно используется наряду с привычными для композитора синтезаторами весь "арсенал" симфонического оркестра. Главную тему - ее можно услышать в титрах сериала - ведут струнные и синтезаторы, к ним присоединяются духовые (валторны, судя по всему). Литавры подхватывают мощный ритм, нагнетают напряженность - сама тема полна тревоги, иногда ожидания катастрофы. Главную тему может резко сменить короткая передышка, но ненадолго, и снова - тревоги, сражения и смерть. Резкая смена настроений особенно заметна при переходе от "Поле битвы - разум" к "Парламенту мечты". Окончание альбома также не звучит оптимистически, скорее похоже на перерыв между боями. Видимо, надо слушать второй саундтрек: "Вавилон 5: Вести с земли", чтобы понять, чем же все заканчивается. Общее же впечатление от диска очень хорошее - Крис Франк проявил себя как выдающийся композитор и аранжировщик, создав произведение, которое великолепно слушается даже в отрыве от контекста "Вавилона 5".

Группа "Мандариновый сон" в настоящее время продолжает работу в составе: Эдгар Фрозе, Джером Фрозе и еще какая-то дама на фотографиях - похоже, саксофонистка Линда Спа. Не знаю, правда, является ли она официальной участницей группы или же приглашенной звездой. Из этого, позднего периода творчества группы можно послушать, например, альбомы "Optical Race", "Мелроуз" и, пожалуй, альбом 1995 года "Тирания красоты", в котором даже звучит композиция с диска "Стратострах" в новой обработке. Разумеется не обошлось и без обработки "Картинок с выставки" Мусоргского - кто из электронщиков и не электронщиков его только не обрабатывал. Версию "Мандаринового сна" можно услышать на альбоме "Turn Of The Tides". В целом, по-моему, группа сейчас движется к более легкой музыке, впрочем весьма добротной.

Описание музыки дело весьма неблагодарное, надо слушать - музыка "Мандаринового сна" рождает всегда целый ряд ассоциаций, впрочем, весьма индивидуальных. Хотя иногда композиторы подсказывают. А вы пробовали представить себя в три часа утра на краю болота? Послушайте альбом "Стратострах", один из лучших, на мой взгляд. А песни кита на рассвете и на закате, танец дельфина в альбоме "Сияние солнца под водой"? На альбоме "Парк" можно найти звуковые образы, навеянные различными парками мира. А услышать Гиперборею в представлении группы на одноименном альбоме? Причем, заметьте, вся музыка этих композиторов не имеет ничего общего с альбомами, напичканными цветочками, рыбками и птичками и с надписями "музыка для релаксации", "музыка для медитации" - ну, буквально, тоннами ввозимыми в нашу нервную страну. Это не музыка в "вечном мажоре" и с радостным лицом идиота. Самый жизнерадостный альбом группы - "Живая миля" звучит гораздо привлекательнее и профессиональнее целых коробок с "коллекциями для расслабления". Музыка "Мандаринового сна" всегда сложна, требует участия слушателя, ее не стоит слушать между делом, ее не стоит слушать и на "мыльницах" и "поленьях" со стереобазой в 20 см. Не рекомендуется также исправлять что-либо эквалайзерами, звуковыми процессорами, Mega, Super, Extra и проч.-басами. Впрочем, последние технические рекомендации относятся скорее к прослушиванию любой серьезной музыки, каковой, несомненно, является и творчество группы "Мандариновый сон".

К сожалению, в нашей стране группа "Мандариновый сон" не имела такой известности, как, например, команда "Спейс", чьи нехитрые мелодии можно было услышать буквально везде. Хотя "Мандариновый сон" не является студийной группой и давала множество концертов, до нас они не доехали, добрались лишь до Польши, где сыграли большой концерт и записали с него альбом "Польша". Можно было услышать музыку, созданную "Мандариновым сном" во всевозможных радио- и телезаставках, отбивках, и в научно-популярных фильмах. Это печально, но сложившееся представление об электронной музыке как о чем-то легком и где-то "попсоватом" многие получали в основном из этих коротеньких отрывков. А ведь альбомы "Мандаринового сна", Клауса Шульца и других исполнителей нужно слушать целиком, возможно, не один раз, чтобы понять идеи композиторов, их мысли и чувства, которые они передают посредством неординарной музыки.

У одних понятие "электронная музыка" ассоциируется с кучей компьютерных мониторов, батареями клавиатур и прочей цифровыми прибамбасами. У других с рэйверско-дискотечным угаром. В конце шестидесятых не было ни персональных компьютеров, ни цифровых синтезаторов, ни рэйва, а электронная музыка существовала - композиторы получали звук смешиванием сигналов от многих генераторов гармонических колебаний, шумов, используя фильтры и усилители. Синтезатор этих времен напоминает обилием регуляторов и кабелей скорее коммутатор телефонной станции. Композиторы часто создавали свои инструменты сами, причем после записи очередного альбома, начиналась работа по созданию новых синтезаторов, более совершенных, поэтому, несмотря на то, что звук "Мандаринового сна" разных периодов вполне узнаваем, многие эффекты индивидуальны для каждого альбома и не встречаются более нигде.

Примечательно, что СССР в те легендарные времена был создан синтезатор "АНС", использовавший оптические эффекты для работы. Он существует и до сих пор, на нем работали такие известнейшие композиторы как Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдисон Денисов и, конечно, патриарх российской электронной музыки - Эдуард Артемьев. Именно на этом синтезаторе им была записана звуковая дорожка к фильмам "Солярис", "Зеркало" и многим другим. Создатель этого синтезатора - Евгений Мурзин - потратил на это двадцать лет, установив его в 1959 году. К сожалению, как часто это бывает у нас в стране, в конце 70-х годов синтезатор был объявлен бесперспективным и работы по нему закрыли. А вот "дедушка" всех синтезаторов, господин Муг, который недавно побывал России и увидел этот аппарат, так не считает, судя по его восторженным отзывам. Не считают так, наверное, и в Японии, где издают саундтреки к фильмам Тарковского на CD. Так что среди российской музыкальной культуры, которая заслуженно ценится во всем мире, есть и развитые электронные направления, продолжающие традиции высокого качества и духовности русской музыки.

Главная | О клубе | Ярмарка | Спонсоры | Вселенная | Энциклопедия | Хронология | География | Пророчества | Эпизоды | Книги
Неделя на В5 | Съёмки | Актеры | Галерея | Аудиархив | Видеоархив | Музыка | Спецэффекты | Конференция | Чат | Игра | Новости | Ресурсы


Все публикуемые на этой странице материалы являются интеллектуальной собственностью Российского Фан-клуба Вавилона 5. © 1997-98, Российский Фан-клуб Вавилона 5.
Название "Вавилон 5", логотип "Вавилон 5", все публикуемые фотографии и кадры из cерий являются интеллектуальной собственностью © и торговой маркой (TM) консорциума PTN. © (TM) 1992-1998, PTN Consortium.


проект Сергея Шедова