|
|
Джейсон
Шелл |
Научная фантастика и компьютеры тесно связаны друг с другом не только на страницах книг, но и в сообществе поклонников всех направлений научной фантастики. Однако все горячо обсуждаемые в прессе телевизионные сериалы (кроме сериалов с научно-фантастическим уклоном) не удостаивались пристального внимания пользователей Интернет. Однако, начиная с "Вавилона 5", снятого Warner Brothers, компьютеры стали играть важнейшую роль в самом процессе съемок. Возможно, поклонники "Вавилона 5" знают, что создатель, исполнительный продюсер и сценарист сериала Майкл Стражинский является давним пользователем Интернет. Любой, кто видел сериал, может рассказать, что все спецэффекты "Вавилона 5" сделаны на компьютере, но вряд ли ему известно, что персональные компьютеры Мас и РС использовались практически на каждой стадии создания сериала. Для того чтобы узнать из первых рук, как все происходит, мы посетили съемочные площадки и офис в северной части Лос-Анджелеса. Несомненно, увиденное нами вызовет шок у любого уважающего себя поклонника "Вавилона 5", однако мы стремились посмотреть, как компьютеры помогают в съемках серилала, - многообещающее зрелище после бесконечных заявлений о том, что Сеть и компьютеры приводят к колоссальным потерям времени. Так что мы совершили сразу две поездки: одну в 2261 год, в глубокий космос, а вторую - в 1997 год в Голливуд. Однако пункт нашего назначения был одним и тем же - Вавилон 5. |
Если вы не слишком часто смотрите телевизор и не являетесь любителем фантастики, то вы можете спросить: что же такое "Вавилон 5"? "Вавилон 5" - это телевизионный сериал, действие которого происходит в XXIII веке на земной космической станции, окруженной несколькими инопланетными империями. "Вавилон 5" - это также и Брюс Бокслейтнер в роли капитана Джона Шеридана, капитана станции. Самая замечательная особенность сериала - это его сценарий, написанный для телевидения исполнительным продюсером Майклом Стражинским. В отличие от других телевизионных сериалов, "Вавилон 5" - это целый роман со множеством сюжетных линий, действие которого растянуто на несколько лет. Стражинский наметил основу для сценария всего сериала еще до того, прежде чем продал его Warner Brothers. В результате сериал производит впечатление цельного романа, чего нельзя добиться в сериалах из отдельных эпизодов. Если вы хотите посмотреть сериал, то время его эфира можно узнать из расписания, которое можно найти в Интернет на Lurker's Guide to Babylon 5 - разноплановом сайте, содержащем также краткие обзоры серий и интервью автора сериала и его создателей. |
Если вам сказать, что Майкл Стражинский сценарист и исполнительный продюсер сериала пишет свои сценарии на Dell Pentium PC, это не удивит вас. В конце концов, сейчас 1997 год и большинство авторов вряд ли пользуются пишущей машинкой. Удивительно другое: что еще Стражинский делает на своем компьютере. Ветеран сети с пятнадцатилетнем стажем, Стражинский использует Интернет, CompuServe, AOL и Genie для общения с поклонниками сериала. В результате мы становимся свидетелями беспрецедентного диалога между сценаристом сериала и его зрительской аудиторией. Фаны "Вавилона 5" замечают ошибки и неточности, которые были устранены в последующих сериях, многие персонажи получили имена при самом деятельном участии зрителя, и что самое важное, Стражинский получил возможность узнать из первых рук, какая часть сериала удалась, а что следует доработать. "Самое лучшее в сети - это то, что она вынуждает вас задавать вопросы, написал Стражинский в группе новостей "Вавилона 5". - Работа писателя заключается в том, чтобы поставить себе все возможные вопросы о своих персонажах и о вымышленном мире, в котором они живут, чтобы потом найти на них максимально правдоподобные ответы. Никто в одиночку не в состоянии придумать все вопросы, однако сеть спрашивает вас о том, что даже не приходило вам в голову. Это очень помогает". В Интернет Стражинский участвует в конференции rec.arts.sf.tv.babilon5.moderated (несколько добровольных модераторов защищают конференцию от предложений противоречащих сюжетной канве "Вавилона 5"). Сопродюсер "Вавилона 5" Джордж Джонсен, обеспечивающий подготовку серий к показу (включая редактирование и спецэффекты), также следит за работой этой конференции. Помимо конференции Стражинского, "Вавилон 5" представлен в Интернет еще двумя официальными сайтами. На www.babylon5.com, официальном сайте сериала, созданном Warner Brothers, вы можете найти и скачать картинки, звукозаписи, видеоклипы, там есть и чат. Недавно на этом сайте появились интервью с актерами и создателями сериала, записанные на видео и преобразованные в форматы RealMedia, QuickTime и AVI для показа по сети.
"Я немного бываю в сети и всегда поражаюсь, насколько заинтересованы и внимательны поклонники "Вавилона 5" в Интернет. Они тщательно следят за тем, что пишет Стражинский и что делаем мы".
Но, пожалуй, наиболее интересный сайт - это Lurker's Guide to Babylon 5, хотя он единственный из сайтов такого уровня не имеет официального отношения к сериалу. Созданный поклонником "Вавилона 5" Стивеном Гриммом, Lurker's Guide включает в себя всесторонние комментарии к каждому эпизоду сериала. На каждую серию представлены, иллюстрированное резюме, список приглашенных актеров, вопросы, оставшиеся без ответа к концу эпизода, основные события эпизода с иллюстрациями и большое число замечаний, взятых из конференций Стражинского и создателей "Вавилона 5". Lurker's Guide дает настолько обширную и всестороннюю информацию, что на него непосредственно ссылаются даже сами авторы. Важность этого сайта иллюстрируют слова Скотта Адамса (актера, приглашенного в "Вавилон 5"): "Это самый лучший телесериал из когда-либо сделанных. Он слишком сложен для среднего зрителя, он не может разобраться во всем, не прочитав вначале информацию сайтах. Я очень это ценю в нем". |
Когда вы попадаете в Солнечную Долину в Калифорнии, тупичок, который "Вавилон 5" считает своим домом, то в глаза бросается всякое отсутствие признаков то, что в этом тихом промышленном районе снимается культовый сериал. Два здания использующиеся под офисы и декорации, все еще сохранили вывески, оставшиеся от прежних владельцев. Дизайнер сериала Джон Иаковелли разрабатывает декорации к сериям на бывшей фабрике прохладительных напитков. Главное здание, откуда осуществляется руководство съемками, также прежде занимала фабрика. Единственное, что указывает на присутствие здесь чего-то внеземного: это знак SENTIENT XING (вместе с силуэтами трех инопланетных рас), которым помечен вход на автостоянку. В съемочном павильоне проходит подготовка к съемке "Сна в сиянии", финального эпизода сериала.Если подойти поближе, декорации перестают выглядеть внушительно, - они напоминают плоские и пыльные театральные декорации, но как все изменится, если протереть их и осветить. Компьютеры включаются в процесс съемок даже при создании подсветки: лампы управляются Mac'ами. В небольшой комнате вблизи выхода, Алан Кобаяши и Катя Котлас заняты доводкой декораций, их главный инструмент - компьютеры Мас. Используя Adobe Illustrator и Photoshop на Мас'е, они создают огромные транспаранты (порой с эффектом световых бликов, чтобы выглядеть, как компьютерные мониторы) и совсем крошечные наклейки, которые будут наклеены на декорации в различных местах, чтобы добиться максимального правдоподобия. Кроме того, были разработаны PostScript шрифты для инопланетных языков, которые вносят дополнительный колорит в декорации. Все документы печатались на принтерах, от широкоформатного гиганта DisplayMaker до обычных цветных принтеров Hewlett Packard и GCC, отдельные же работы выполнялись в близлежащем техцентре. Мы покинули декорации, потому что нашему гиду, сопродюсеру Джорджу Джонсену, нужно было идти в костюмерную на примерку - он собирался исполнить эпизодическую роль врача. Мы сделали краткую остановку в офисе продюсера Джона Коупленда, старого поклонника Mac, пожаловавшегося на не слишком удачную серию ноутбуков Apple, - в результате двое членов съемочной группы, не найдя подходящих PowerBook, купили себе Windows-based PC ноутбуки. После посещения Коупленда мы на минутку остановились в "Музее Голов", где в шкафчиках хранятся маски инопланетян. Мы миновали через декорации текущей серии, где расхаживает Брюс Бокслейтнер в ожидании, когда установят освещение (в моей голове промелькнула картина: сообщение "system error" на экране Mac'a управляющего освещением). Позади него комната - кажется, в ней есть окно, которое выходит в сад. Но на самом деле это не окно, а мастерски сделанные с использованием эффектов прозрачности фотообои. Картина получается на удивление реалистичная. И на этом наше путешествие в будущее - по крайней мере, в будущее, которое возникло в здании старой фабрики, - подходит к концу. Джонсен машет нам рукой, пока мы проезжаем мимо SENTIENT XING, стараясь не задавить минбарца, и выбираемся на трассу. Через две недели редактор Эндрю Гор привел ко мне своего сына. "Этот дядя побывал в космосе вместе с папой," - сказал он ему, указывая на меня. Побывал в космосе? Довольно близко к истине... |
Соединим все вместе: Только что вынутую из камер пленку отправляют на обработку с помощью компьютера. Отснятые за день пленки в течение ночи переводят в цифровые видеозаписи. На следующий день запись оцифровывается фирмой Netter Digital Entertainment (в низком графическом разрешении, чтобы сократить размер файла) и вводится в NDEI 162-гигабайтную видеобиблиотеку на базе накопителей Seagate Fibre Channel, соединенных высокоскоростными оптоволоконными каналами. Видеобиблиотека стала гордостью и любимой игрушкой технического директора NDEI Джима Форемана.
Редактор "Вавилона 5" Дэвид Фостер просматривает и монтирует серию "Конец игры" на самой мощной Мас периферии: Power Mac 9500 с тремя мониторами и системой Avid Media Composer. За каждым из трех монтажных мест редакторы заняты монтажом частей трех эпизодов. В средней комнате (номер 2) Фостер заканчивает режиссерский монтаж эпизода, снятого на пленку две недели назад. Сопродюсер Джордж Джонсен назвал редакторскую консоль, которой пользуется Дэвид Фостер и другие редакторы, "самой дорогой в мире Mac периферией". Это мощная система видеомонтажа Avid, в основе которой программное обеспечение Avid Media Composer, запущенное на Power Mac 9500. Справа от Фостера расположен видеомонитор, воспроизводящий сцены фильма, а слева два компьютерных монитора, на одном воспроизводится полный текст сценария (достаточно простого щелчка на нужном диалоге, чтобы компьютер автоматически сопоставил его с фрагментом фильма), а второй монитор показывает интерфейс программы Media Composer. За следующей дверью, в комнате номер 1, Катя Бурр начала монтаж фрагмента фильма, снятого Стражинским только вчера. Это так называемые «ежедневки», которые нужно как можно скорее смонтировать в полные сцены. Из-за высокого темпа съемок редактору дается только три недели, чтобы закончить монтаж серии, после чего должна уже начаться работа над следующим эпизодом. После завершения недельных съемок, "ежедневки" монтируются редактором в черновой вариант, после чего режиссер сериала начинает окончательное редактирование. Иногда режиссер оказывается удовлетворен черновым вариантом и ничего не изменяет, иногда приходится монтировать всю серию заново, так как все фрагменты фильма хранятся на винчестере, внести в них любые изменения довольно просто.
Взаимодействие между редактором и режиссером сериала продолжается в третьей комнате, где редактор Скип Робинсон и режисер Тони Доу проходят сцену за сценой в эпизоде "Восходящая звезда", снятого неделю назад. Доу не совсем уверен, как лучше показать разговор Брюса Бокслейтнера и приглашенного в сериал Вальтера Кенига. Робинсон перетаскивает кадры в окно, затем на нем щелкает, на мониторе появляется нужный фрагмент. Кениг на экране смеется и говорит: "Возможно... Возможно... и нет". Другой щелчок мышкой, и Кениг на экране смеется уже немного иначе. "Возможно..., - говорит он снова. - Возможно... и нет". Робинсон несколько раз переключает эти два фрагмента и предлагает Доу выбрать лучший. Доу думает пару секунд и соглашается с первоначальным вариантом Робинсона, после чего они переходят к следующей сцене. Следующая сцена немного сложнее. Посредине стоят инопланетные персонажи, включая Деленн, Лондо и Г’Кара, - нарн смотрит влево, по-видимому, на Деленн. Но в следующем фрагменте Деленн смотрит в противоположенном направлении. Однако использование компьютера для редактирования сильно упрощает дело. Робинсон включает панель эффектов и делает зеркальное отражение фрагмента. Теперь наплыв на Деленн, она смотрит вправо на Г’Кара. Так как фрагмент очень короткий, то без стоп кадра нельзя заметить, что застежка на одежде Деленн сместилась справа налево (если только вы не находились в монтажной в тот момент, когда эти изменения были сделаны, - в этом случае вам не удалось бы не заметить их). После того как Доу и Робинсон закончили свою работу и остались удовлетворены результатом, приходит время Стражинского и продюсера Коупленда, чтобы сделать "продюсерскую правку" - обычно это последняя стадия перед окончательным завершением серии. Именно поэтому Дэвид Фостер остался в комнате 2 - он ждет окончательного продюсерского монтажа перед завершением работы над "Концом игры". Когда продюсеры закончат монтаж, редакционная программа создаст то, что называют список редакторских поправок. В конце редактор повторно просмотрит серию в телевизионном разрешении, сравнивая ее с окончательным вариантом правки. Но даже когда это сделано, работа еще далеко закончена. Нужно еще смикшировать звук для серии, эту работу делает Харрисон, используя десять микшерных пультов под управлением Мас'а. Композитор Кристофер Франк пишет музыку для сериала, и даже в этом участвует компьютер. Франк использует программу DigiDesign’s ProTools, запущенную на Mac’е, его звуковым синтезатором Synclavier также управляет Мас. Для сочинения музыки к сериалу Франк использует самые последние коммуникационные технологии, высокоскоростная ISDN линия соединяет его студию в Лос-Анджелесе с коллегами из Берлина. Но прежде чем на фильм будет наложена музыка Франка, нужно пройти, пожалуй, один из самых важных этапов съемки В5 - добавить спецэффекты. Здесь компьютер намного важнее, чем на всех других стадиях съемок. |
Когда в начале 1993 года съемки "Вавилона 5" только начинались, главным требованием к спецэффектам было их изготовление на компьютерах, в отличие от дорогостоящих модельных съемок в таких сериалах, как "Звездный путь". Сейчас же образы, созданные на компьютерах (или CGI), стали крайне широко использоваться как в кино, так и на телевидении. Теперь даже "Звездный путь" начал отказываться от макетных съемок и переходить на CGI-технологию. Сериал "Звездный путь: Вояджер" выбрал для производства спецэффектов ту самую Foundation Imaging, которая создала для "Вавилона 5" эффекты, завоевавшие Эмми. В настоящее время все CGI-эффекты для "Вавилона 5" изготовлены компанией Netter Digital Entertainment, которая и занимается обработкой отснятого материала. Основной платформой для производства спецэффектов служат Windows NT. Используя пакет Lightwave 3-D, аниматоры создают уникальные космические корабли и поражающие воображение сцены сражений в космосе. Когда мы сюда прибыли, персонал был занят подготовкой спецэффектов для пятнадцатого эпизода сезона "Не отступать и не сдаваться". Этот эпизод нужно подготовить к показу через несколько недель, и в воздухе висит угроза срыва сроков. Мы проходим мимо рабочих мест создателей спецэффектов. Здесь работает свыше двух дюжен соединенных PC компьютеров, каждый с четырехскоростным процессором Pentium. Здесь каждому кадру трехмерных сцен фильма делают рендер качества телевизионного вещания. Рендер одной секунды спецэффектов требует 1015 минут работы одного процессора, поэтому легко понять, зачем персоналу необходимы сотня Pentiums.
Как только 3-D эффекты прошли рендер, пришло время соединить их со сценами с живыми актерами. Наряду с другими задачами обработки изображений эту работу выполняют Филипп Джайлс и Кен Басик, занимающих места в другом конце зала. Басик сейчас работает над сценой из эпизода "Не отступать и не сдаваться", где Брюс Бокслейтнер в роли капитана Шеридана смотрит из кабины космического корабля на сражение вдали. В первоначальном варианте Брюс снимался на "голубом фоне" - иллюминатор был закрыт голубым экраном, на который для удобства работы нанесли пару крестиков. Кен Басик должен аккуратно заменить голубую область компьютерным кадрами, созданными на соседнем компьютере. Вначале нужно ухудшить разрешение компьютерных образов - чтобы оно соответствовало разрешению отснятой заранее сцены. После чего Басик в каждом кадре заменяет голубой фон на компьютерные кадры с учетом все перемещений съемочной камеры. Для этого используется компьютер Mac и программа Adobe’s After Effects.
Помимо этого Басик продолжает другую свою работу, ротоскопинг - наложение спецэффекта, кадр за кадром, на отснятую "живьем" сцену, - костюма дракха. "Костюм выглядит не так, как ожидалось, - говорит Басик, - так что мы должны с помощью монтажа устранить этот недостаток". Кадр за кадром Басик добавляет искажения в верхней части, и не такой уж примечательный костюм превращается во что то странное, пришедшее из иного мира. Тем временем Джайлс слегка исправляет другой фрагмент того же эпизода с яркой вспышкой от взрыва. Если бы этот взрыв был бы снят настоящей камерой, а не получен на компьютере, то должны были бы появиться блики от ее линз. Чтобы добиться полной реалистичности фрагмента, Филипп Джайлс вводит в компьютер координаты точки взрыва и получает нужные ему блики от линз. Басик и Джайлс вносят и другие мелкие исправления в отснятые сцены. Например, футуристическое оружие - PPG - не испускает лучи, наподобие лазерных, а вызывает искажения воздуха в направлении выстрела. Для этого эффекта используется приложение Discreet's Flint пакета Graphics Indigo workstation. Хотя Басик и Джайлс предпочитают пакет Adobe, однако он, к сожалению, не позволяет корректировать фон. Если на эти спецэффекты Басика и Джайлса зритель обращает внимание, то другой вид их деятельности остается совершенно неизвестным, - это виртуальные ряды. Некоторых декораций сериала вообще не существует в реальности - они являются такими же спецэффектами, как космические корабли и сцены битв в космосе. Актеры снимаются на "голубом фоне", затем эти кадры совмещают с интерьером, который существует только в памяти компьютера, работающего под Windows NT. В большинстве случаев реальные и виртуальные декорации отличить невозможно. Видимо, в ближайшее время виртуальные ряды, подобные интерьеру "Вавилона 5", полностью заменят обычные декорации для того, чтобы сократить расходы на съемки.
В дополнение к специальным эффектам необходимо наложить воображаемые инопланетные ландшафты на смонтированные игровые сцены. Из своего офиса сопродюсер Джордж Джонсен при помощи Netscape Navigator на своем Мас'е связался с сайтом Чака Картера, одного из художников сериала. Работая в своем доме в штате Юта, Картер создал рисунок большого города под куполом на поверхности Марса. Джонсен просматривает предварительную версию рисунка, загружая его через свой модем Motorolla StarMax Mac. Художник Эрик Чаувин, также работающий на Mac, использует Интернет, чтобы связаться офисом "Вавилона 5", не выходя из своего дома в штате Вашингтон. Виртуальные ряды, СGI-эффекты, наложения - вы можете сказать что соединить все это в законченный эпизод не просто. Но персонал использует компьютеры не только для этого, но и для более рутинной работы: проверки бюджета, учета инвентаря. Для этого используется база данных Claris FileMaker Pro.Проверка бюджета конечно, не слишком увлекательное занятие, однако оно жизненно необходимо. И даже на этом уровне компьютеры стали неотъемлемой частью "Вавилона 5". | ||||||
Перевод: Владимир Щербаков |
Главная |
О клубе |
Ярмарка |
Спонсоры |
Вселенная |
Энциклопедия |
Хронология |
География |
Пророчества |
Эпизоды |
Книги Неделя на В5 | Съёмки | Актеры | Галерея | Аудиархив | Видеоархив | Музыка | Спецэффекты | Конференция | Чат | Игра | Новости | Ресурсы | ||
Все
публикуемые на этой странице материалы являются интеллектуальной собственностью
Российского Фан-клуба Вавилона 5. © 1997-98, Российский Фан-клуб Вавилона 5.
Название "Вавилон 5", логотип "Вавилон 5", все публикуемые фотографии и кадры из cерий являются интеллектуальной собственностью © и торговой маркой (TM) консорциума PTN. © (TM) 1992-1998, PTN Consortium. |